//Иллюзия контроля: почему мир полон кнопок, которые не работают

Иллюзия контроля: почему мир полон кнопок, которые не работают

Вы когда-нибудь нажимали кнопку пешехода на пешеходном переходе и задавались вопросом, действительно ли это работает? Или ударил кнопку «закрыть дверь» в лифте, подозревая, что это может на самом деле не иметь никакого эффекта?

Вы не одиноки, и вы можете быть правы. Мир полон кнопок, которые на самом деле ничего не делают.

Их иногда называют «кнопками плацебо» — кнопки, которые являются механически надежными и могут нажиматься, но не предоставляют никакой функциональности. Однако, как и таблетки-плацебо, эти кнопки могут по-прежнему служить цели, считает Эллен Лангер, психолог из Гарварда, впервые применившая концепцию, известную как «иллюзия контроля».

«Они оказывают психологическое воздействие», — сказала она в телефонном интервью. «Некоторые действия заставляют людей испытывать чувство контроля над ситуацией, и это приятно, а не просто быть пассивным наблюдателем».

Не ходи

В Нью-Йорке только около 100 из 1000 кнопок пешеходного перехода фактически работают, подтвердил представитель Департамента транспорта города в электронном письме. Это число неуклонно снижалось в последние годы: когда New York Times показала, что большинство кнопок в Нью-Йорке не работали в 2004 году, около 750 все еще работали.

Это ваш мозг на опрятности: Психология «организация» порно

 

Ухудшение трафика может быть позади смены. Сигналы пешеходного перехода обычно устанавливались до того, как заторы достигли сегодняшних уровней, и со временем они начали мешать сложной координации светофоров.

Но в то время как их функции выполнялись более продвинутыми системами, такими как автоматические фонари или датчики движения, физические кнопки часто сохранялись, а не заменялись за дополнительную плату.

Другие города, такие как Бостон , Даллас и Сиэтл , прошли через аналогичный процесс, оставив им свои плацебо-кнопки для пешеходов. В Лондоне, где имеется 6 000 светофоров, нажатие на пешеходную кнопку вызывает обнадеживающий свет «Ожидание». Но это не обязательно означает, что «зеленый человек» — или «пешеходная сцена» в терминологии проектирования светофоров — появится раньше.

«У нас есть некоторые переходы, где зеленый свет включается автоматически, но мы по-прежнему просим людей нажимать кнопку, потому что это включает доступные функции», — сказал Глинн Бартон, директор по управлению сетями в Transport for London, в телефонном интервью.

Эти функции, такие как тактильное покрытие и звуковые дорожные сигналы, помогают людям с нарушениями зрения переходить дорогу и активируются только при нажатии кнопки. Что касается огней, то все большее их количество теперь интегрировано в электронную систему, которая обнаруживает движение и соответствующим образом корректирует интервалы (например, отдает приоритет шинам, если они опаздывают), что означает, что нажатие кнопки не имеет никакого эффекта.

Другие, тем временем, реагируют на кнопку только в определенное время суток.