Схема контрольки на 12 вольт собственными руками. Чем опасна контрольная лампа и как происходит проверка тока ею. Принцип работы индикатора напряжения и контрольной лампы

На сегодняшний день современный автомобиль нельзя представить без электрики. Благодаря ей автомобиль может заводиться и обеспечить вам комфортное передвижение, а так же все датчик, освещение, кондиционер и музыка работают от электричества. Поэтому электрика играет огромную роль для автомобиля, без нее машина не способна сдвинуться с места. Источниками энергии любого авто являются электрогенератор и аккумулятор.

Автоэлектрика своими руками: пробник и его назначение

Электроника в автомобиле – это упрощенный процесс вождения и комфорт для владельца. Электронный блок является независимым прибором, который способен управлять работой многих систем, а так же деталей автомобиля. Основным преимуществом автоэлектрики является комфорт внутри салона.

Современное электронное оснащение очень сложное, состоящее из множества проводков, которые имеют разную расцветку. Эти провода соединяются между собой и с разными устройствами машины, расходятся они по всему салону, а так же под капотом, в панели управления.

За старт автомобиля отвечают не только аккумулятор или генератор, но и многие другие электронные механизмы. Само на них и их работу стоит обращать свое внимание.

Дополнительные электронные механизмы:

  • Стартер;
  • Свечи;
  • Распределитель искр;
  • Блок управления – он может быть как электрическим, так и механическим;
  • Катушка высоковольтная;
  • Антиблокировочная система.

Чтобы выявить какие-либо нарушения в проводке, нужно своими руками соорудить небольшое приспособление – пробник. Или его еще называют контролька – это электрический прибор, который предназначен для проверки напряжения электричества и для выявления других неисправностей.

Как сделать контрольку: необходимые материалы

Контрольную проверку автомобиля можно делать самому или же обратиться в ближайший сервисный центр. Самостоятельно сделать ее можно только с помощью самодельной контрольки. Существует их два типа: для дома и автомобиля, между собой они существенно отличаются. Если для дома подойдет контролька на 220 вольт, то для машины только на 12В.

Контролька для дома и автомобиля выполняет одни и те же функции, а именно выявляет напряжение в электрической сети и некоторые неисправности того или другого элемента.


Собираются такие самодельные два типа практически одинаково, за одним отличием – источником света. Для домашней контрольки подойдет обычная лампа 220В, а автомобильный пробник использует лампу с малой мощностью. Так же составляется схема, по которой будет проще собрать задуманный прибор.

Материалы для создания контрольки:

  • Лампочки. В одном случае обычная лампа, другом – светодиодная.
  • Медные провода для дома и акустические для машины;
  • Изоляционную ленту;
  • Щупы.

Для домашней контрольки нужен еще и электрический патрон, а вот провода должны быть длиной 50см. Чтобы делать измерения в салоне машины, нужны провода не менее 2м. Для корпуса прибора можно приобрести обычный прикуриватель, который найдется в любом автомагазине, а вот щуп можно заменить обычным саморезом. Пользоваться таким приспособлением очень легко.

Необходимые инструменты: контролька автоэлектрика своими руками

Автомобильная электропроводка очень деликатное дело. За ней нужно постоянно ухаживать и проверять на исправность основные электроприборы. Для проверки электрики в машине должны быть специальные приборы, с помощью которых можно обнаружить неисправность в сети.

Возникают неисправности из-за некачественных контактов, которые могут быть неправильно соединенными или подвергаются износу, перетиранию. Тогда их просто меняют на новые или же изолируют лентой.

Из-за большого количества грязи электрика так же может прийти в негодность. Выявить неисправность поможет индикаторная отвертка или автомобильная лампочка. Так же на момент поломки в машине обязательно должны находиться нужные инструменты и материалы.

Инструменты, которые всегда должны находиться в машине:

  • Провода;
  • Клеммы;
  • Индикатор или контролька;
  • Тестер;
  • Пластиковые стяжки;
  • Изолента;
  • Кусачки, ножницы;
  • Отвертки, различные ключи, плоскогубцы;
  • Набор предохранителей;
  • Преобразователь напряжения.

Так же при разных обрывах проводки понадобится и паяльник. Плохие контакты лучше припаять, чем скрутить. Паять рекомендуется только те провода, которые не подвергаются большой вибрации и располагаться они должны прямолинейно. Закрепить спаянный участок можно изолентой.

Делаем ремонт автоэлектрики своими руками

Автоэлектрика – это совсем несложное дело, нужно просто немного разбираться в электричестве и уметь опознавать неисправности. Их обязательно нужно вовремя устранять, чтобы машина могла беспрепятственно передвигаться.

Частой поломкой электросети авто является неисправность предохранителей. Если предохранитель вышел из строя, его обязательно нужно заменить на новый. Дубликат должен быть именно такого же номинала, как и новый.


Самостоятельно можно устранять и некоторые другие несложные поломки. Если же вы не можете справиться с более сложными проблемами, тогда будет проще обратитьсяза помощью в ближайшую автомастерскую, где специалисты сделают диагностику и выявят все поломки. После сделают качественный ремонт.

Самостоятельно можно сделать:

  • Зарядить аккумулятор;
  • Продлить работу электрического генератора;
  • Заменить некоторые детали;
  • Установить противотуманники.

Если в салоне автомобиля появился запах гари, значит, произошло замыкание или возгорание электрической проводки. В таком состоянии двигаться нельзя, нужно обязательно остановиться и открыть капот. После этого отключить клеммы от аккумулятора и вызвать эвакуатор, который доставит вас в автосервис.

Как сделать контрольку своими руками (видео)

Автоэлектрика – это очень важный элемент во всей машине, без него машина просто не будет ездить. Самое главное нужно интересоваться и присматриваться ко многим деталям машины, чтобы вовремя выявить и устранить неисправности.

Несмотря на огромное количество измерительных приборов и индикаторов, используемых как в бытовых, так и в производственных задачах, из обихода не перестают выбывать контрольные лампы. Такое устройство можно без проблем и капитальных затрат собрать самостоятельно. Наиболее распространенные модели предназначены для использования в бытовых и автомобильных цепях. Поэтому в данной статье мы разберем, как собрать контрольку на 12 и 220 Вольт своими руками.

Для домашней сети

Отличительной особенностью бытовой сети и подключаемых к ней приборов является питающее напряжение на 220В. Поэтому все запчасти для контрольки должны выбираться исходя из этой величины.

Из запчастей вам понадобятся:

  • два провода – если контролька вам нужна для одноразового использования, можно использовать и алюминиевые провода. Если вы планируете применять ее неоднократно, лучше брать медный многожильный провод, так как он не боится перегибов и более удобен в эксплуатации.
  • патрон под лампочку – выбирайте только закрытые модели из изоляционного материала, никаких оголенных токоведущих элементов, к которым был бы открыт доступ, быть не должно.
  • контрольная лампочка – выбирается в соответствии с размером цоколя патрона, а при наличии защитного кожуха и по габаритам колпака.
  • щупы – не являются обязательным элементом контрольной лампы, но значительно упрощают работу, а при наличии упоров еще и повышают безопасность. В качестве щупа можно устанавливать не только заводские изделия, но и любые подручные средства – болты с накрученными гайками, спицы и т.д.
  • колпак или защитный кожух – также не является обязательным элементом, но снижает вероятность повреждения особо хрупких деталей. По конструкции бывает сплошной или решетчатый.

Последние два пункта актуальны для контрольки многоразового использования, если вы хотите прозвонить цепи электропроводки один раз, можно собрать тестер без щупов и кожуха.

Изготовление контрольки на 220В

Чтобы собрать контрольку, вам потребуются такие инструменты: отвертка, паяльник, кусачки или пассатижи. В зависимости от ситуации, вам может понадобиться только часть этих приспособлений. К примеру, если пайка не предвидится, можно обойтись и без паяльника. Следует отметить, что провода к патрону можно припаивать, а не прикручивать, так получиться надежней.

  1. Разберите патрон на составляющие элементы, чтобы получить доступ к точкам подключения;
  2. Подключите провода к выводам патрона, для этого заведите их в клеммный зажим и плотно зажмите отверткой, а если такое соединение не предоставляется возможным, припаяйте провода к выводам;
  3. Соберите патрон, провода контрольки выведете в специально предназначенное для этого отверстие;
  4. Подключите или припаяйте щупы к выводам проводов, места подключения или пайки заизолируйте, сами щупы должны иметь достаточную изоляцию, чтобы в ходе работы исключалась возможность прикосновения к оголенным токоведущим деталям;
  5. Вкрутите лампу в патрон, при необходимости, закройте ее защитным кожухом.
Рис. 1: Готовая контролька на 220В

Контролька на 220 В готова к использованию для прозвонки проводов и электрических цепей. При постоянной работе такой контролькой не забывайте периодически проверять ее работоспособность в заведомо исправной сети, находящейся под напряжением.

Для автомобиля

Автомобильная контролька, в отличи от бытовой, выполняет измерительные операции в цепях постоянного тока с питающим напряжением 12 В. Поэтому вы не сможете использовать контрольку на 220 В в качестве автомобильного пробника. Но принцип изготовления будет идентичным, хотя для диагностики автомобиля вместо лампочек очень удобно использовать светодиодные контрольки.

В виду технических особенностей электропроводки автомобиля, контролька на 12 В, выполненная по принципу описанному выше, не предоставляет полной информации о положении дел в цепи. Из-за чего контролька автоэлектрика может оснащаться такими функциональными дополнениями:


Рис. 2: модернизированная автоконтролька

Такая схема, помимо контроля состояния цепей, позволяет определить плюс или минус на выводах и интенсивность сигнала. Благодаря разнополярному включению светодиодов, один из них загорится при касании к положительному контакту, а второй будет сигнализировать при контакте с минусовой клеммой.

Для реализации такой автотестконтрольки вам понадобятся:

  • Соединительные провода – подбираются в соответствии с вашими потребностями, но профессиональные автоэлектрики рекомендуют делать длину не менее 2м, так как устанавливать щуп приходится и в труднодоступных местах;
  • Щупы могут представлять собой штекеры или крокодилы, для одноразового использования можно просто зачистить края проводов от изоляции и обойтись без щупов;
  • Патрон под лампочку и сама лампочка на 12В , если прибор освещения имеет другой принцип подключения, устанавливается патрон соответствующего типа или провода припаиваются к выводам лампы (светодиода) ;
  • Кнопка – предназначена для коммутации в цепи контроля, выбирается по величине коммутируемого тока;
  • Два светодиода – в данном примере используются разноцветные модели (красный для сигнализации плюсовой клеммы и синий для минусовой);
  • Корпус – предназначен для размещения всех деталей и установки световых сигнализаторов на видном месте, в качестве корпуса можно использовать маркер, фломастер или пластиковый тюбик из-под клея.

Выбор вспомогательных элементов ограничивается только вашей фантазией и подручными средствами, которые вы найдете в своем гараже, квартире или мастерской. Если вы изготавливаете автомобильный тестер для конкретной цели, вы можете исключить определенные элементы из схемы, чем значительно упростите устройство. Так, наиболее простой контролькой считается модель с одной лампочкой или низковольтным светодиодом.

Простейшая контролька на 12В для индикации цепи

Для изготовления такого устройства вам понадобиться одноразовый шприц, лампочка на 12 В (можете заменить ее светодиодом), провод, канцелярская резинка, канцелярский нож, пассатижи.

Процесс изготовления состоит из таких этапов:



Рис. 5: готовая контролька из шприца

Контролька готова, можете использовать ее для отыскания цепи в автомобильной проводке или проверять исправность отдельных элементов.

Контролька для определения полярности

Это более сложный вариант, для такой контрольки вам понадобятся два светодиода, можно использовать светодиоды smart (возьмите разные цвета для удобства), корпус (в данном случае используется нерабочая индикаторная отвертка), паяльник, резистор на 1000 Ом. Процесс изготовления контрольки состоит из таких этапов:


Тестер готов, теперь при касании плюсового контакта у вас будет гореть один светодиод, а при касании к минусовому – второй. Но помните, рабочий номинал такой контрольки не подходит для бытовых сетей 220В – он определяется рабочим номиналом световых элементов.

Видео инструкция


У каждого автолюбителя или автоэлектрика обязательно должна быть контролька, которой можно было бы замерить напряжение или найти неисправность в автомобиле.

В этой статье, я хочу вам показать, как можно сделать отличную и не сложную контрольку для себя. Делать будем на аккумуляторе, чтобы не менять батарейки.

Она будет лучше, чем контролька, которая просто с лампочкой, потому что одним движением вы сразу можете определить, что у вас на проводе есть плюс или есть минус, или нет ничего.

Итак для изготовления сегодняшней контрольки мне понадобятся следующие элементы.

Корпус для батареек. Отсек на две пальчиковые батарейки с выключателем. Буду использовать этот отсек, как корпус для контрольки, в нём буду размещать все необходимые элементы.

Также понадобится крокодил для массового контакта
— Иголка, можно любую иголку, которую посчитаете нужным
— Кнопочка для включения нагрузки.
— Две миниатюрные лампочки 12-вольтовы.
— Аккумулятор на 3,7 вольт, не помню насколько ампер, ну неважно любой малогабаритный, который будет помещаться в данный корпус..

— Светодиодики, один у меня белый и второй красный, номиналы резисторов к ним я подбирал по яркости свечения светодиодов, чтобы видно было.

— Пьезопищалка, она будет пищать при подаче на него питания.

Приступаем к размещению элементов внутри корпуса. Для начала удалим из него лишние элементы, чтобы поместить необходимые. Просверливаю в корпусе отверстие и закрепляю в нем иглу. К игле припаял площадку, которая упирается в корпус, со второй стороны прикрутил винтиком с помощью контактной группы. В дальнейшем я эту контактную группу залью горячим клеем.Игла металлическая, поэтому ее необходимо залудить. Я использую для этого ортофосфорную кислоту. Под зуммер просверлил отверстия рядом с иглой, чтобы выходил звук. Рядом с зуммером будет находиться аккумулятор.

В корпусе просверлил отверстие немножко неровно для светодиодиков и для лампочек.

Вот нарисовал схему моей контрольки

Два светодиода подключены параллельно и встречно, то есть в разном направлении.

Зачем нужен выключатель? Если подключить щуп и крокодил к блоку питания, и включить контрольку, то аккумулятор будет заряжаться. Вторая причина - часто, при выезде, щуп замыкался с крокодилом и контролька разряжалась. Выключатель поможет уберечься от такой неприятной ситуации.

Зуммер помогает дистанционно понять, что цепь замкнута.
Лампочки и кнопка нужны для того, чтобы на искомом проводе создать нагрузку. С их помощью мы можем определить силовой «плюс». Также они помогают найти провода управления центральным замком. Одна лампочка потребляет примерно 50 мА, а для отработки центрального замка нужно большее напряжение. Поэтому я был вынужден использовать 2 лампочки.

Сам процесс пайки и монтажа.

После того, как спаяли все элементы, необходимо залить их горячим клеем, чтобы ничего не болталось. Перед фиксацией обязательно проверяем работоспособность.

Мое размещение элементов в корпусе - не панацея. Каждый может доработать месторасположение под себя. Делается контролька автоэлектрика своими руками достаточно просто, поэтому каждый сможет повторить процесс у себя дома!

Популярное;


ASUSTENT
Весело.
Хотя на сегодня на популярные модели автомобилей полно "помогалок" для установки сигнализаций.
Называются они "карты установки", выглядят как таблицы, или даже pdf-ка с таблицей и фотографиями, с пояснениями что и куда подключать.
С такими картами установок порой и протыкать ничего не нужно.
Точнее протыкаешь только для проверки, тут же и оголяешь провод и подключение делаешь.

Лезвие с проводком это что то новое для меня.

blow05
Без обид - я удивлен что живой пример,на столе, с пояснениями вам непонятен.
Проще уже некуда. Затрудняюсь даже проще пояснить. ТАМ МЕГА ПРОСТО.
Или вы просто не досмотрели видео

Попробую пояснить еще раз, но если не поймете - уж все.Край.

Я так понял, что вам не понятно каким образом нужно трактовать индикацию контрольки при проверке предохранителя без извлечения последнего из гнезда.

Поясняю.
Предохранитель это перемычка
Лампа это почти перемычка (низкое сопротивление)

Включаем включатель лампы.
Пусть габариты.
ПЛЮС бежит от включателя, к предохранителю. Пусть будет ножка ВХОД условно.
Проходя через предохранитель выходит через условную ножку ВЫХОД
И подключается к одному из выводов спирали лампы.
Другой вывод спирали лампы подключен к МИНУСУ непрерывно.

Если предохранитель исправен, то на обоих ножках предохранителя (и на входе и на выходе) будет ПЛЮС. (красный светодиод контрольки)
Что логично, это же перемычка...

Если предохранитель будет неисправен, то на выводе ВХОД его будет плюс (от включателя)
А на выводе ВЫХОД будет МИНУС.
Т.е. когда на обоих выводах предохранителя висит ПЛЮС, то 99% он исправен.

Когда на одном выводе ПЛЮС, а на другом МИНУС (или отсутствует ток) то предохранитель неисправен.

Откуда берется МИНУС, на второй ножке предохранителя, когда он сгорает?
Поясняю.
Лампа является по факту почти перемычкой, и электричество через нее проходит без глобальных потерь.
Второй вывод спирали нашей лампы непрерывно подключен к МИНУСУ.
Этот МИНУС, проходя через спираль, выходит на первый вывод лампы, и приходи к ножке ВЫХОД предохранителя.

Таким образом, при включенном включателе)))
На ножке ВХОД предохранителя ПЛЮС
На ножке ВЫХОД предохранителя МИНУС

Если предохранитель неисправен.
Т.е. сама разница полярности на предохранителе указывает на его неисправность.

Когда на ножке предохранителя ВХОД висит ПЛЮС
А на ножке предохранителя висит НИЧЕГО, значит что нагрузка отключена в данный момент (ничего нет в гнезде прикуривателя), либо поврежден провод идущий к нагрузке, либо сама нагрузка.

Почему нельзя прозванивать предохранитель не вынимая из гнезда, с выключенным напряжением?

Поясняю.
При выключенном напряжении получить ложные результаты замеров проще простого.

Давайте сыграем в одну игру?)

На ножках ВХОД и ВЫХОД предохранителя имеем минус.
Откуда он? Один и тот же ли это минус, на разных ножках?

В случае с исправным предохранителем будет примерно так.

Минус (кузов) постоянно подключен к одному выводу лампы, прошедший через спираль лампы, к ножкам преда ВЫХОД ВХОД.
Оттуда и минус на обоих ножках.

В случае с неисправным предохранителем может получится так.

На ножках ВХОД И ВЫХОД предохранителя так же(!) минуса висят.
Откуда они берутся?
Поясняю.
На ножке предохранителя ВЫХОД минус берется по той же схеме.
Постоянный минус, спираль лампы, и к ножке ВЫХОД предохранителя.
На ножке предохранителя ВХОД казалось бы ничего быть не должно, и порой оно так... Но порой...
К ножке ВХОД предохранителя подключена еще одна нагрузка, которая так же как и наша лампа, в выключенном состоянии, пропускает минус через себя, приводя его к ножке ВХОД предохранителя.

Т.е.при Выключенном питании мы и при исправном предохранителе видим на его выводах минусы, и при неисправном - тоже можем увидеть минусы.

Следовательно при выключенном питании измерять нельзя.

Такой "тройничок" присутствует например в цепи предохранителей ламп габаритов.
Включатель (реле) у них один, а дальше плюс раздваивается на 2 отдельных предохранителя и 2 отдельных цепи с лампами левого и правого борта.

Если мы включаем питание, то исключаем вариант ложного минуса, прошедшего через невесть какие цепи.

Исключением являются варианты, где постоянно на нагрузке висит ПЛЮС, а включатель включает минус.
Но среди ламп это не есть частый случай.

(Помню только Солярисы да Хюндаи, и некоторые варианты Королл где ближний управляетс минусом, имея постоянный плюс. У них если сгорает предохранитель по плюсу, то начинаются конкурсы, одна из фар начинает светить вполовину ближним, в половину дальним и т.п.))))

Статьи по теме: