Mi3 не прошивается. Прошивка Xiaomi MI3. Установка MiFlash и драйверов

Р а з д е л 4

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

Глава 13. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ

Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает: использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. В определении термина главным является использование. Именно в процессе использования происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому в первую очередь рассматриваются
изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.

Условия эксплуатации пожарных автомобилей

Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе факторов следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных
покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различны.

Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, на объектах охраны. В крупных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малонаселенных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.

К третьей группе факторов относится такая особенность – пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95 % от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара расходуемая из цистерны вода должна быть восстановлена после пожара.

К четвертой группе факторов относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются
в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии рассчитывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА L общ, км, определяется по формуле

L общ = L сп + 50τ, (13.1)

где L сп – пробег, фиксируемый по показаниям спидометра, км; τ – время работы насоса в режиме холостого хода, в часах.

Величина приведенного пробега (50 τ)по различным районам может
в 1,5–2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по показаниям спидометра.


К пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.

В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +16 °С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости t о.ж должна быть выше +16 °С. Прогрев двигателя до 70–75 °С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет неодинакова летом
и зимой (рис. 13.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже 20 °С номинальная температура двигателя достигается через 5–7 мин движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10–15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.

К средствам технической службы относится пожарная техника, в состав которой входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование . Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА).

В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные

Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ приводится в Боевом уставе пожарной охраны.

К вспомогательным пожарным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ

АКП - 30 /камаз/

Пожарные коленчатые подъемники предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные коленчатыми подъемниками во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества, работу лафетного ствола закрепленного в корзине автоподъемника, управление которым осуществляется с земли, а также для подачи пены средней кратности на высоту.

АКП - 30

Тип шасси - КамАЗ

Габаритные размеры, мм:

Длина – 14300

Ширина - 2500

Высота – 3600

Максимальная скорость – 100 км/ч

Угол подъема – 90 град.

Высота подъема – 30 м

Грузоподъемность люльки – 350 кг

Ширина между крайними точками опоры –5,5 м

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 53/мерседес/

Поворотная лестница ДЛ 53 К/Ф представляет собой спасательное транспортное средство с подъемной платформой, которое используется в первую очередь для спасания людей, тушению пожаров и обеспечения технической поддержки.

Достигаемая высота спасания составляет приблизительно 53 метра.

Конфигурация лестница ДЛ 53

1.Лестница;

2.крепление;

3.Ходовой механизм;

В качестве шасси используется шасси с передним рулевым управлением типа Мерседес Бенц. Двигатель обеспечивает передвижение автомобиля и перемещение специальных приспособлений.

Кабина водителя и отделения команды обеспечивает место для водителя, помощника водителя и команды до 4 человек имеется две двери.

Рабочая платформа состоит из нержавеющего, нескользящего жесткого алюминиевого покрытия, а внешний кожух выполнен из стального листа. Складывающаяся лестница – стремянка установлена в задней части платформы слева. Рабочие органы пожарного насоса расположены на платформе слева. Доступ в левый и правый отсеки для хранения осуществляется через встроенные жалюзи.

Ходовой механизм соединен с основанием ходового механизма и шасси автомобиля посредством зубчатого колеса. Оно обеспечивает вращение на 360 градусов соединения шасси и крепления узла лестницы. Привод осуществляется посредством ходового механизма с гидравлическим управлением.

Пульт управления расположен с внешней левой стороны ходового механизма и состоит из панели управления и сиденья оператора.

Лестница состоит из 6 секций, 5 из которых могут телескопически выдвигаться и убираться. Нижняя секция лестницы вращается на оси крепления лестницы. Секции лестницы выполнены из замкнутых стальных полых профилей квадратного сечения, а нижние пояса выполнены из специальных гнутых профилей.

Работа поворотной лестницы в целом состоит из следующих функций:

Подъем /наклон;

Вращение;

Выдвижение / уборка;

Выравнивание на местности

От уровня земли лестницы может быть поднята максимально на 75 градусов.

Лестница может быть опушена максимально на минус 12 градусов ниже уровня пола

Поворотная лестница может непрерывно вращаться на 360 градусов, м если она поднята приблизительно на 30 см под углом 7 градусов от положения покоя.

Лестница выдвигается и убирается при помощи 4 гидравлических цилиндров.

Обеспечение оптимальной работы лестницы при вызовах необходимо соблюдать следующие инструкции:

1. Температура окружающей среды в гараже лестницы должна быть минимум + 5 0С;

2. Проводить обслуживание и ремонт через интервалы определяемые заводом – изготовителем;

3. проверять приспособления и запасные части на их комплектность и правильность хранения;

4. Соблюдать инструкции завода – изготовителя;

5. Каждый раз перед выездом необходимо убедится, что лестница полностью убрана, надежно закреплена на опоре и замок лестницы закрыт.

Выбор площадки для установки лестницы:

1. Установить автомобиль на выбранной площадке как можно ближе к объекту на котором будет использована лестница / расстояние не должно быть менее 9 метров;

2. Проверить твердость грунта и неровности площадки, обращая внимание на:

Задние колеса автомобиля или гидравлические цилиндры опорной системы не должны располагаться на мягком грунте, закрытых люках или крышках гидрантов.

Боковой наклон поворотной лестницы на неровном грунте не должен превышать 7 градусов.

Подъем по лестнице

При подъеме по лестнице следует соблюдать следующие меры предосторожности:

Перед завершением маневров лестницей установите секции, чтобы секции были выровнены по оси;

Командир лестницы должен убедиться в том, что лестница находиться в правильном вертикальном положении, на наклоненную лестницу, поднятую чем на 40 градусов нельзя подыматься, если лестница находится без нагрузки.;

По лестнице нельзя подниматься до тех пор, пока не будут завершены маневры;

На пульте управления лестницей всегда должен находиться оператор во время подъема по лестнице, необходимо постоянно следить за индикатором нагрузок и опорной системой.;

в ночное время площадка должна быть освещена

Каждый поднимающийся по лестнице должен быть хорошо знаком с рабочими и предохранительными устройствами лестницы и должен иметь страховочный пояс;

По лестнице нужно взбираться равномерными шагами и не слишком быстро;

При спасательных операциях, человек, которого спасают должен быть либо привязан веревкой к верху лестницы или же спасатель спускается по лестнице впереди спасаемого человека;

При маневрах лестницы, на лестнице не должно находиться люди.

АВАРИЙНО _ СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Техническая характеристика АСА

Шасси УАЗ 452

Число мест 3 ;

Скорость,км/ч 95 ;

1.Комплект гидравлического инструмента

« ЛУКАС»:

Электростанция «Bosh» - 1 ;

Гидронасос с электроприводом - 1;

Гидронасос ручной - 1 ;

Цилиндр гидравлический LSR - 1 ;

Ранорасширитель LSР – 1 ;

Режущее устройство LS – 1 ;

Гидравлические шланги - 2 ;

Галагеновые прожектора – 2 ;

2.Комплект гидравлического инструмента «Эконт»:

Насосная станция НС «ХОНДА» - 1 ;

Ручной гидравлический насос Н – 80 ;

Расширитель – ножницы с насадкой для открывания стальных дверей - 1 ;

Гидроцилиндр ЦС –2 - 1 ;

Комплект приспособлений к гидроцилиндру

А) ось – 2 ;

Б) струбина – 1 ;

В) крюк - 2 ;

Г) серьга – 2 ;

Д)цепи –2 ;

Е) завхат - 1 ;

Гидравлические шланги - - 4 ;

3.Радиостанция «MOTOROLA»

4. Сигнально – громкоговорящая установка СГУ – 80 , Элект – 1 ;

5.Катушка кабельная – 1 ;

6.Резак – 1 .

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ЗИЛ 131/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ –модель Л22)

Тип шасси - ЗИЛ – 131

Габаритные размеры, мм:

Длина – 9800

Ширина - 2500

Высота – 3160

Масса с полной нагрузкой, кг – 10500

Наименьший радиус поворота, м – 10,2

Максимальная скорость. км/ч – 80

Мощность двигателя. кВт (л. с.) –

Расход топлива на 100 км. л – 40

Запас хода по топливу, км – 400

Емкость топливного бака, л – 170

Длина полностью выдвинутой лестницы, м: без дополнительного колена – 30,2

с дополнительным коленом – 32,2

Максимальный угол поворота колен – неограничен

Время выполнения маневров лестницы, с:

Подъем колен на 75 – 30

Выдвигание колен на полную длину - 30

Поворот колен в право на 90 – 15

Грузоподъемность лифта, кг - 180

АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ / АСО – 8/

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для освещения места работы пожарных подразделений на пожарах и обеспечения связи управления и информации. Они доставляют к месту пожара боевой расчет и комплект специального оборудования для обеспечения связи и освещения на месте пожара.

Подразделения вооруженные автомобилем связи и освещения может обеспечить связь управления с помощью переносных радиостанций, громкоговорящей установки, телефонной связи, связь информации с помощью автомобильных радиостанций и телефона, подключаемого к АТС, а также освещение четырех – шести боевых позиций при работе подразделений по тушению пожара. Данный автомобиль может использоваться в качестве электростанции, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструменты. Подача электроэнергии осуществляется от генератора, установленного непосредственно на автомобиле, либо от городской электросети. Вблизи от автомобиля связи и освещения, как правило располагается штаб пожаротушения.

АСО – 8 (66)

Шасси - ГАЗ – 66- 01

Число мест боевого расчета – 5

Габаритные размеры, мм:

Длина – 5655

Ширина – 2322

Высота –2880

Масса, кг 5780

Максимальная скорость, км/ч – 85

Контрольный расход топлива, л – 24

Запас хода по топливу, км – 870

Генератор:

Марка – ЕСС5 – 62 – 42 – М - 101

Напряжение,В – 230

Мощность, кВТ – 8

Прожектор стационарный:

Тип – ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Лампа накаливания - КН – 220 – 1500

Прожектор переносной:

Марка ПКН – 1500

Напряжение, В – 220

Мощность,В - 1500

Число, шт - 4

Кабель магистральный

Средства связи:

Стационарные радиостанции

Радиус – 40 км

Переносные –6 шт.

Установка громкоговорящая.

АВТОЛЕСТНИЦА АЛ – 30 / ПМ 512/

Пожарная автолестница предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, для спасания людей из верхних этажей горящих зданий.

Подразделения, вооруженные автолестницами во взаимодействии с подразделениями на основных пожарных машинах, обеспечивают подачу огнетушащих средств и ввод их на тушение пожаров в верхние этажи, проведение спасательных работ из верхних этажей и эвакуацию имущества.

АЛ – 30 ПМ 512

Тип шасси - Камаз

Высота полностью выдвинутой лестнице при угле 75 - не менее 30 м;

Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы:18 м – 350 кгс; 24м - 100 кгс;

Грузоподъемность автолестницы/ кран / - угол 30 – 75 0 – 2000 кг;

Рабочий диапазон от –7 до + 75 ;

Угол поворота не менее 360 0;

Ширина в ТС - 2500 мм;

Высота в ТС – 3800 мм;

Длина в ТС – 11000 мм;

Тип шасси – полноприводное;

Число мест для боевого расчета – 3 ч;

Максимальная скорость – 70 км/ч;

Средний срок службы - 11 лет

АР – автомобиль рукавный, АШ – автомобиль штабной, АТСО – автомобиль техники и связи.

2.ОСНОВНЫЕ.

АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМОБИЛЬ /АА/

Пожарные аэродромные автомобили пред предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродрома, тушение пожаров в самолетах и вертолетах , работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, ВМП, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили, укомплектованы бензиномоторными дисковыми пилами ПДС – 400 , предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ и порошковыми огнетушителями.

Тактико – техническая характеристика АА – 60

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 2,5 – 40 /ЗИЛ –131/

В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушение пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны,способно самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул, состоящий из двух и более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Автоцистерна пожарная АЦ – 2,5 –ПМ – 548 А.

Полная масса – 10280 кг;

Тип кабины – сдвоенная;

Тип шасси – полноприводное;

Мощность двигателя – 110(150) кВТ (л. с);

Число мест – 6 ;

Производительность насоса – 40л/с;

Базовое шасси – ЗИЛ – 433440 ;

Наибольшая высота всасывания – 7,5 м;

Максимальная скорость – 80 км/ч;

Длина – 7000 мм;

Ширина 2500 мм;

Высота 2800 мм;

Вместимость емкости – 2500 л;

Вместимость пенобака – 200 л;

Полный срок службы – 10 лет

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 5– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 5 – 40 ПМ 524

Масса – 15600 кг;

Число мест - 7 ;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3100 мм;

Вместимость емкости 5000 л;

Вместимость пенобака 400 л;

Срок службы – 10 лет.

АВТОЦИСТЕРНА ПОЖАРНАЯ АЦ – 7– 40/КАМаЗ/

Автоцистерна пожарная АЦ – 7 – 40 ПМ 524

Масса – 18255 кг;

Число мест - 7 ;

Напор ПН – 100 м; производительность – 40л/с;

Высота всасывания – 7,5 м.;

Максимальная скорость движения – 80 км/ч;

Длина – 8500 ; Ширина – 2500 ; высота 3400 мм;

Вместимость емкости 7000 л;

Вместимость пенобака 700 л;

Срок службы – 10 лет.

АНР – автомобиль насосно – рукавный. ПНС – пено-насосная станция, АГВТ – автомобиль газоводяного тушения, АВ – пенного тушения,

К организации эксплуатации пожарной техники относятся:

  • приём и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство;
  • учёт пожарных автомобилей и их работы;
  • техническое обслуживание пожарных автомобилей;
  • ремонт пожарных автомобилей и их подготовка к эксплуатации в летний и зимний периоды года;
  • диагностирование технического состояния пожарных автомобилей и оборудования.

Предлагаем Вам сразу ознакомиться с интересным видео фильмом 1975 года

Использование пожарной техники

  1. должна применяться только для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
  2. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счёт штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок - запрещается.
  3. Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин. Пожарные машины, находящиеся в боевом расчёте и в резерве должны быть в состоянии технической готовности.
  4. Исправной считается пожарная машина, техническое состояние которой соответствует требованиям нормативно-технической документации.
  5. В случае несоответствия пожарной машины хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, её эксплуатация запрещается.
  6. Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.

Техническая готовность

Определяется:

  • исправным техническим состоянием;
  • заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, ;
  • укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;
  • соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ.

Приём и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

Для приемки ПА руководителем органа управления ГПС назначается комиссия в составе: председатель — представитель отдела пожарной техники, члены — начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель подразделения в которое передается автомобиль.

Комиссия обязана проверить:

  • наличие положенной документации;
  • укомплектованность пожарного автомобиля согласно описи;
  • техническое состояние пожарного автомобиля (внешним осмотром, пуском и прослушиванием двигателя, диагностированием агрегатов и систем, испытанием на ходу, включением и работой специальных агрегатов).

Приемка ПА оформляется актом (о результатах председатель комиссии докладывает начальнику УГПС, ОГПС).

Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.

  • Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями заводов-изготовителей.
  • Обкатку производит старший водитель (водитель) подразделения ГПС под руководством назначенного начальника караула.
  • Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля.
  • После обкатки выполняется техническое обслуживание №1.
  • Постановка на боевое дежурство и закрепление его за водителями производятся руководителем подразделения ГПС.

Учетными документами пожарных автомобилей являются:

  1. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон),
  2. паспорт транспортного средства;
  3. формуляр;
  4. журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
  5. эксплуатационная карта;
  6. путевка основного (специального) пожарного автомобиля;
  7. карточка учета работы автомобильной шины;
  8. карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
  9. журнал учета технического обслуживания;
  10. путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;
  11. журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.

Учёт пожарных автомобилей и их работы старшим водителем

Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя (ведение осуществляет старший водитель, а при его отсутствии — начальник караула. Контроль за ведением формуляра осуществляют руководители подразделения ГПС).

Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом УГПС, ОГПС (заполнение журнала осуществляет начальник отдела ПТ).

Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль (заполняется водителем, контролируется руководителем подразделения ГПС).

Путевка на выезд выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар.

Карточка учета работы автомобильной шины

Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи (ведет старший водитель, а при его отсутствии — начальник караула, согласно специализации).

Журнал учета ТО ПА заводится на каждый пожарный автомобиль (ведет старший водитель, а при его отсутствии — НК, согласно специализации). Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителями подразделения ГПС.

Путевой лист на выезд вспомогательного ПА выписывается ст.водителем, а при его отсутствии — диспетчером.

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированный.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания ПА в технической готовности.

В процессе эксплуатации пожарной техники происходит износ рабочих поверхностей деталей, изменяется техническое состояние узлов, агрегатов и машин в целом. Эти процессы естественны и закономерны .

В свою очередь эффективность работы пожарных автомобилей, пожарного оборудования и инструмента определяется основными эксплуатационно-техническими показателями - надёжностью, долговечностью, максимальной скоростью движения, максимальной производительностью, экономичностью . С течением времени эти показатели постепенно снижаются. Поэтому технически грамотная эксплуатация пожарной техники направлена, главным образом, на поддержание её надежности, повышение долговечности и обеспечение постоянной боевой готовности.

Одним из направлений, обеспечивающих постоянную боевую готовность пожарной техники, является техническое обслуживание.

ТО пожарных автомобилей должно обеспечивать:

  • постоянную техническую готовность к использованию;
  • надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;
  • безопасность движения;
  • устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;
  • установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;
  • уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей

Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания:

  • обслуживание и испытание ПА после установленных величин пробегов или промежутков времени;
  • перечень обязательных работ для каждого вида технического обслуживания;
  • обслуживание и ремонт производится в различных подразделениях пожарной охраны.

Таким образом, ТО ПА является профилактическим мероприятием и производится по заранее составленному плану-графику, а ремонт - только по потребности в зависимости от технического состояния агрегатов, узлов, деталей.

Порядок планирования ТО

Технические обслуживания ПА (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком .

Годовой план-график ТО-2 составляется отделом ПТ, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником УГПС, ОГПС.

Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в подразделения за 15 дней до начала планируемого года.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником ТС гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.

Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года.

Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1.

Порядок планирования ремонтов

Планирование ремонтов пожарных автомобилей осуществляет отдел (отделение) пожарной техники УГПС, ОГПС. При этом планируется их количество и затраты труда.

План-график ремонтов транспортных средств и агрегатов составляется за один месяц до начала планируемого года, подписывается начальником отдела (отделения) пожарной техники и утверждается начальником УГПС, ОГПС.

Допускается составление единого план-графика технического обслуживания и ремонта.

Выписки из плана-графика направляются в подразделения, автомобили которых подлежат ремонту.

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей

ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.

ТО следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1,0 — 1,1 м. Глубина канавы может быть 1,2 — 1,4 м от уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.

Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.

Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.

Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.

В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

При проведении ТО запрещается

  • наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;
  • применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей; выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;
  • обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;
  • работать на станках и оборудовании без их заземления;
  • пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;
  • выполнять какие-либо работы на ПА, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
  • подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;
  • производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;
  • выполнять ТО пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

  • загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования; держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
  • мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
  • держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
  • заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.

Виды ТО

(пожарных автомобилей и оборудования)

Техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:

а) для техники повседневного использования:

  • контрольный осмотр (перед выходом из пункта постоянной дислокации подразделения ФПС, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на остановках);
  • ежедневное техническое обслуживание (далее — ЕТО);
  • техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений);
  • номерные виды технического обслуживания (далее — ТО-1, ТО-2 и т.д.);
  • сезонное техническое обслуживание (далее — СО);

б) для техники, содержащейся на хранении:

  • ежемесячное техническое обслуживание;
  • полугодовое техническое обслуживание;
  • годовое техническое обслуживание;
  • регламентные работы.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)

производится водителями и пожарными при смене караула под руководством командира отделения (проверяется работа двигателя, насоса и других агрегатов и механизмов, при необходимости заправляются баки и системы топливом, маслом, смазкой, водой, огнетушащими составами).

Цель обслуживания - убедиться в готовности ПА к немедленному выезду на пожар.

Техническое обслуживание на пожаре (учении)

Проводит водитель или боевой расчёт в объёме требований Инструкции по эксплуатации ПА.

Цель обслуживания - обеспечение работоспособности механизмов и пожарно-технического вооружения (ПТВ) при тушении пожара.

По затратам времени данное техническое обслуживание не нормируется, включает в себя работы по контролю за работой двигателя, насоса и т. д. По окончании работы промывают полости насоса и водопенные коммуникации (если тушение производилось пеной), заполняют цистерну водой. При следовании в пожарную часть проверяют работу приводов, тормозов и т. д.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) — ОТМЕНЕНО

Проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

  • цель восстановить боевую способность ПА, заправить горючесмазочными и огнетушащими материалами и устранить обнаруженные неисправности (выполняется объём работ для ежедневного технического обслуживания;
  • устраняются все дефекты, обнаруженные на пожаре;
  • если подавали воду заменяются рукава, и т.д).

Техническое обслуживание после пробега первой тысячи километров (по спидометру) — ОТМЕНЕНО

Проводится закреплёнными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объёме требований Инструкции по эксплуатации ПА.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Проводится после определённого общего пробега, который для основных ПА составляет 1500 км, а для специальных ПА - 1000 км, но не реже 1 раза в месяц.

Общий пробег пожарного автомобиля определяют по формуле

S общ. = S сп. + S пр. = S с.п. + 50 τ н. ,

где S сп. - путь следования на пожар, учение (по спидометру) и т. д.; S пр. - приведенный пробег ПА, км; τ н. - продолжительность работы насоса, ч.

Для проведения ТО-1 пожарные автомобили выводят из боевого расчёта на один-два дня. ТО-1 проводится на посту ТО подразделения закреплёнными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в объёме требований Инструкции по эксплуатации ПА.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Для специальных ПА проводится после 5000 км общего пробега, а для основных ПА после 7000 км общего пробега, но не реже одного раза в год.

Обслуживание производится силами личного состава пожарных отрядов (частей) технической службы с участием водителей ПА. Для проведения ТО-2 пожарные автомобили выводят из боевого расчёта на два-три дня.

ТО-2 проводится в ПТЦ, отряде (части), на отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя ПА согласно годовому плану-графику ТО-2.

Виды ремонтов

Для ПА в соответствии с назначением и характером работ ремонт подразделяется на капитальный (КР); средний (СР) и текущий (ТР) и для агрегатов - на капитальный и текущий .

Капитальный ремонт (КР)

Проводится с целью восстановления работоспособности автомобиля или агрегата и обеспечения пробега или времени их работы до следующего капитального ремонта или списания, но не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей или агрегатов.

При КР одновременно ремонтируются основные агрегаты (двигатель, сцепление, коробка передач, коробка отбора мощности, насосы и т. д.) и ёмкости для огнетушащих средств.

КР агрегата предусматривает его полную разборку, обнаружение дефектов, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание, замену или восстановление базовой детали агрегата (блок цилиндров, картер коробки передач или коробки отбора мощности, корпуса насосов и т. д.).

Средний ремонт (СР)

Пожарного автомобиля предусматривает замену двигателя, требующего капитального ремонта, тщательный контроль технического состояния всех агрегатов и узлов с устранением выявленных при этом неисправностей, а также окраску автомобилей.

Текущий ремонт (ТР)

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов (в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.

Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей) или при контрольных осмотрах.

Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.

Методы ремонтов

Агрегатный метод (основной)- неисправные агрегаты и механизмы на ремонтируемом автомобиле заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда. Агрегатный метод применяется в случаях, когда трудоемкость работ по устранению неисправности превышает трудоемкость работ по снятию агрегата, требующего ремонта, и установке отремонтированного или нового агрегата.

Индивидуальный метод — неисправный агрегат снимается, ремонтируется и устанавливается на тот же автомобиль. Детали ремонтируемого агрегата не обезличиваются и устанавливаются на тот же агрегат.

Режимы технического обслуживания пожарных автомобилей и оборудования

Под режимом ТО понимается периодичность , перечень и трудоёмкость операций или вида технического обслуживания.

Периодичность ТО - это время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями. Периодичность ТО зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей ПА и его агрегатов.

Сложность определения оптимальной периодичности ТО определяется тем, что, фактическая потребность проведения операций ТО зависит от многих факторов: условий эксплуатации, режимов работы, качества эксплуатационных материалов, конструктивных особенностей ПА и т. д.

Способы для определения оптимальной периодичности проведения ТО

Способ аналогий и уточнений -используется при наличии прототипа ПА или пожарного оборудования, предшествующих данным образцам.

Уточнения производят по результатам испытаний или опытной эксплуатации новых образцов. По изменению внешнего вида узла, механизма, материала можно определять периодичность уборочно-моечных операций, сроки смены масла и смазок. Внешний вид и расположение смазки в подшипниковых узлах трения может

свидетельствовать о необходимости замены смазки. Этот способ имеет ограниченное применение, так как даёт приблизительные результаты.

Способ предельно допустимых зазоров (износов) в сопряженных деталях .

Увеличение зазора выше предельно допустимого δ п. д. вызывает аварийное изнашивание. Работа в этой зоне сопряженных деталей недопустима. При техническом обслуживании такой зазор необходимо отрегулировать, если сопряжение регулируемое, или восстановить путём замены деталей, если сопряжение нерегулируемое. Пробег автомобиля между регулировками таких сопряжений L р может быть определен по формуле:

  • Lр = 1000 (δ п. д. – Δδ н.)/ε /;
  • где δ п. д. - предельно допустимый зазор, мкм;
  • Δδ н. - зазор, установленный предыдущей регулировкой, или начальный зазор, мкм;
  • ε / - средняя скорость изнашивания сопряженных деталей на 1000 км.

Средняя скорость изнашивания сопряженных деталей ε / определяется во время ускоренных испытаний или длительных наблюдений и путём сбора статистических данных при проведении технических обслуживаний и текущих ремонтов.

Технико-экономический способ определения периодичности технического обслуживания — состоит в сравнении удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт. Он учитывает влияние периодичности ТО на износ деталей, стоимость израсходованных материалов, а также трудовые затраты по техническому обслуживанию и ремонту. Удельные затраты определяются следующим образом:

  • С ∑ = С 1 + C 2;
  • С ∑ - суммарная удельная (отнесённая к пробегу и времени работы агрегата на пожаре) стоимость ТО и ремонта узла трения, руб./км;
  • С 1 = А /L т.о. - удельная стоимость ТО, руб./км; L т.о. - пробег между ТО; А - затраты на ТО, руб.;
  • С 2 = B /L p - удельная стоимость ремонта, руб./км; L p - пробег между ремонтом, км; B - затраты на ремонт.

Минимальные затраты на техническое обслуживание и ремонт являются лишь экономической характеристикой. Можно также учитывать и технические критерии, например критерии безопасности движения, безотказности специальных агрегатов, стоимости базы для технического обслуживания и т. п.

Трудоёмкость технического обслуживания или текущего ремонта — затраты времени на производство одного технического обслуживания или ремонта. Трудоёмкость измеряется в человеко-часах.

Основным показателем трудоёмкости, характеризующим эксплуатационную технологичность ПА или пожарного оборудования, является удельная трудоемкость технического обслуживания Т т.о. (чел.-ч./тыс. км) или текущего ремонта Т т.р. (чел.-ч./тыс. км).

Уд е льной трудоёмкостью называется отношение средней трудоёмкости технического обслуживания или ремонта к средней наработке за один и тот же период эксплуатации.

Технологический процесс технического обслуживания и ремонта пожарных машин и оборудования

Технологический процесс выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту ПА и оборудования в определённой последовательности.

Рационально разработанный технологический процесс технического обслуживания и ремонта ПА позволяет исключить непроизводственные затраты времени на проведение работ, обеспечить рациональное использование оборудования, инструмента и обслуживающего персонала, участвующих в обслуживании. Знание основ технологических процессов позволяет качественно выполнять обслуживание и ремонт ПА в минимальное время.

Технологический процесс ТО и ремонта ПА и оборудования состоит из совокупности технологических операций и работ.

Операция - это комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов пожарного автомобиля или оборудования.

Техническое обслуживание ПА и оборудования состоит из большого числа операций, которые по своему характеру и условиям выполнения объединены в определенные группы, охватывающие цикл работ технического обслуживания.

В соответствии с этим ТО пожарных автомобилей и оборудования разделяют на следующие основные работы:

  • уборочно-моечные работы;
  • крепежные;
  • контрольно-осмотровые (диагностические);
  • контрольно-регулировочные;
  • смазочные;
  • заправочные;
  • шинные.

Выводы:

1) От технического состояния пожарной техники, умения личного состава правильно эксплуатировать весь комплекс находящегося в его распоряжении оборудования и снаряжения, а также пожарных автомобилей в целом зависят боевая готовность и оперативные возможности пожарной охраны. Для обеспечения боевой готовности и длительного срока службы пожарной техники необходимо правильно её эксплуатировать, а также производить регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт.

2) Технически грамотная эксплуатация пожарной техники всегда должна быть направлена на поддержание её надежности, повышение долговечности и обеспечение постоянной боевой готовности. Одним из условий, обеспечивающих постоянную боевую готовность пожарной техники, является её регулярное техническое обслуживание.

3) Планово-предупредительная система технического обслуживания позволяет: а) своевременно выявлять и устранять неисправности, возникающие в механизмах и агрегатах автомобиля, или причины, которые могут за собой повлечь эти неисправности; б) обеспечить постоянную боевую готовность и максимальную оперативную подвижность пожарных автомобилей, высокую надёжность пожарного оборудования.

4) Регулярное проведение ремонтных работ обеспечивает восстановление и поддержание работоспособности пожарной техники, устранение отказов и неисправностей, возникающих в работе или выявленных в процессе технической диагностики или технического обслуживания единиц пожарной техники.

5) Исключить непроизводственные затраты времени на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту ПА, обеспечить рациональное использование оборудования, инструмента и обслуживающего персонала, участвующих в обслуживании позволяет рационально разработанный технологический процесс технического обслуживания и ремонта ПА. Знание основ этих технологических процессов позволяет качественно выполнять обслуживание и ремонт ПА за минимальные сроки времени.

Литература:

  1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько — М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-
  2. Эксплуатация пожарной техники: Справочник/ Ю.Ф. Яковенко, А.И. Зайцев, Л.М. Кузнецов и др. - М.: Стройиздат, 1991
Статьи по теме: